Судя же по легенде, когда-то давно «при царе Горохе» – а точнее при Александре II, – задумали государевы и торговые люди во главе с опытным инженером, экономистом и видным коммерсантом Карлом Фёдоровичем фон Мекком железную дорогу к самым Уральским горам запустить. Здесь же, в Борках учинить лесопильню и завод, где шпалы для этой дороги делают. Место удобное. Пристань на затоне у Оки, по которой лес и готовые шпалы возить, вот она, под боком. В общем, закипело дело. Завезли заморские машины, а с ними немецкие и датские технологии пропитки шпал. Кругляк для лесопилки свозили по Оке и её притокам как из Рязанской, так и из соседних губерний. И в 1880 году завод выдал свою первую партию пропитанных шпал. Оснащённое для тех лет как ультрасовременное предприятие с передовыми технологиями и опытными производственными кадрами, Рязанский шпалопропиточный завод приносил своим владельцам баснословные прибыли. Что не удивительно, ведь он закладывался одним из первых во всей обширной Российской империи.
Однако, вернёмся к нашей золотой шпале. Весной 1883 года было объявлено, что 15 мая в Успенском соборе Кремля состоится торжественная коронация на престол Александра III и его супруги, императрицы Марии Фёдоровны. Из слухов, бродивших среди заводских рабочих, следовало, что правление рязанского шпалозавода вкупе с крупными акционерами предприятия решили преподнести царской фамилии по такому грандиозному поводу не менее выдающийся подарок. А именно шпалу в натуральную величину из червонного, «рыжего» золота, как символ развивающейся и процветающей российской железной дороги, а значит, и империи в целом. Возможно, слухи так и остались бы слухами, да вот незадача. По весне, как раз ближе к маю, в затоне по какой-то непонятной причине перевернулся паровой баркас. То ли топляк борт пробил, то ли ещё что… Никто из команды, к счастью не пострадал. Судно потом подняли, но груз был утерян. Спасшийся сопровождающий на дознании утверждал, какой груз везли, ему неведомо. Тяжёлые ящики были опечатаны, а в сопроводительных документах указан лишь код цифирью. Правление от каких-либо комментариев отказалось. Груз, как груз, уж не пресловутая шпала точно. Вот тогда-то и пошли гулять среди заводских упорные истории о том, дескать, раз открещиваются, значит, точно золотую шпалу утопили. На фото, конечно, совсем не тот баркас, но этот на Борковском затоне смотрится не менее эффектно.
Позже говорили, что один заезжий энтузиаст дайвинга образца XIX–го века искать пытался, да так сам и сгинул без следа. Вот с тех пор и пошло ходить поверье, что не случайно Борковской остров да Окский затон от себя шпалу не отпустили. Покуда лежит она в целости и сохранности в речном песке да иле, будет процветать завод и люди, что честно на нём трудятся. Может и выдумки всё. Но завод много чего пережил за последние почти полтора века и продолжает работать далее, помогая своей продукцией стране, людям и предприятиям строить своё будущее и обустраивать настоящее.
Кстати, в 2012 г. и в 2014 г. местные рязанские и заезжие из Питера пытались искать, но безуспешно.
Наверное, оно и к лучшему, что мы так ничего и не нашли. Ведь, по сути, шпала эта – что мост между мирами. Разрушишь опору, и окажешься в омуте. Вперёд дороги не будет. А любая опора сильна богатой традицией. Ведь именно в ней заложен опыт прошлого и потенциал будущего успеха предприятия.