И чтобы не повторять участь остальных, заводу потребовалась объективная оценка новой реальности. Реальности, в которой Рязанскому ШПЗ в условиях свободного рынка с жесточайшей конкуренцией предстоит действовать решительно и быстро, выстраивая отношения с совершенно новыми для себя группами отраслевых клиентов.
Что же этот рынок представлял из себя тогда, да и в силу ряда причин продолжает во многом представлять и сейчас.
Увы, всё то же – масса шпалопродукции с более низкой ценой совершенно неудовлетворительного качества. Причина такого положения вещей проста и понятна – получение максимальной прибыли за счёт максимального удешевления производства шпалопродукции. То есть снижение себестоимости продукции за счёт снижения качества исходного сырья – древесины и антисептика, нарушения предпропиточной технологии подготовки сырья к пропитке, когда в пропитку идёт древесина с естественной (до 70%) влажности вместо 25% по ГОСТ, грубое несоблюдение технологии самой пропитки… Список уловок достаточно обширный и хорошо известен. Коснётся, обращайтесь. Подскажем.
Конечно, не следует огульно навешивать ярлыки на всех производителей. Медленно, но верно ситуация меняется в лучшую сторону. Жаль только, что очень медленно, ибо в эпоху потрясений при каждом таком потрясении у многих возникает масса соблазнов прибегнуть к прежним методам.
А в середине нулевых РШПЗ, выходя на рынок шпалопродукции, лоб в лоб столкнулся на рынке с засильем так называемых «макалок» – шпал, сделанных в кустарных условиях. В габаритную ёмкость, она же «ванночка», сначала заливается отработанное машинное масло, следом запускаются поплавать на пару часов шпалы из старого сухостоя сосны, битого короедом, ибо отправлять в такую «пропитку» свежеспиленную древесину не имеет никакого смысла. Наоборот, такие заготовки активно разбавляют «мешанкой» из осины и берёзы с гнилым ядром из отбраковки (80%) того, что не пошло, например, на фанерный шпон. И никаких гарантий на такую продукцию. Иногда год, если повезёт – два. Зато дёшево. А ведь шпалы – это продукция не разового, но длительного пользования, рассчитанная на десятилетия эксплуатации.
Какое-то время новое руководство завода ещё пыталось конкурировать с макалками, пока не осознало, что подобного рода борьба изначально обречена на провал. Себестоимость у макалки по сравнению с ГОСТовской шпалой низкая. Наценка высокая. В случае чего макальщики с легкостью перебьют встречное предложение скидкой. В такой ситуации у завода, традиционно производящего свою продукцию в строгом соответствии с ГОСТами, остаётся два пути. Либо превратиться в очередное подобие «макалки» и разделить участь своих коллег по РЖД, выведенных за штат. Либо
Да, в РШПЗ пошли своим путём. Начиная с 2010 года и в течение всех последующих лет завод, благодаря завидному упорству своей коммерческой службы и её нестандартному подходу в продвижении рязанской шпалопродукции, успешно демонстрировал рынку очевидные преимущества и колоссальную выгоду, получаемую от эксплуатации шпал и переводного бруса с максимальным сроком службы. И сейчас в стране только РШПЗ предоставляет всем без исключения клиентам 10 летнюю гарантию на свою продукцию.
Кстати, и остаётся единственным, кто доводит предпропиточную влажность древесины до 23-25%. Это один из важнейших параметров, без соблюдения которого консервация древесины теряет смысл. На заводе эта задача успешно решается благодаря автоматизированной камерной сушке в чешских сушильных камерах марки «Katres» по 150 м3 каждая.
Чуть ранее, в 2008 году на предприятии освоили выпуск пропитанных опор линий электропередач и связи – ЛЭП и ЛЭС. Окорка осуществляется на американской окорочной линии «Morbark C-40». Запустив производство опор, РШПЗ стал первым и единственным на всё последующее десятилетие предприятием, которое выпускает и шпалы, и столбы одновременно. При этом с двумя видами пропитки – каменноугольным маслом и водорастворимым антисептиком. Это позволило существенно расширить географию и объёмы продаж за счёт выхода как на отечественный, так и на зарубежные рынки таких стран как Кувейт, Кипр, Турция, Ливия, Узбекистан, Армения.
Экспорт шпал тоже не стоял на месте. Помимо государств СНГ список стран-импортёров продукции Рязанского ШПЗ пополнили: Куба, Гвинея-Бисау, Иран, Грузия, Эстония, Молдова.
В 2014 году Рязанский шпалопропиточный завод стал первым в России предприятием, возобновившим поставки шпалопродукции потребителям в воссоединённый Крым. А в 2016-17 гг. осуществил крупные поставки шпал и бруса на предприятия ЛДНР.