При такой бешеной нагрузке на ж/д пути требовались и колоссальные количества шпал для ремонта дороги. И уничтоженные вражескими авиабомбами многочисленные участки железных дорог только усугубляли и без того крайне напряжённое положение на фронте. В правительстве понимали, от работы железнодорожного транспорта напрямую зависит мобильность и боеспособность частей Красной армии. А враг уже вплотную подступил к столице.
В критической ситуации, сложившейся в сентябре 1941 года, было принято решение об эвакуации наиболее важных предприятий города, включая и Рязанский шпалопропиточный завод. В октябре предприятие отправили за 3000 км – в Омск, где его объединили с местным шпалопропиточным заводом на станции Кулунда.
Выполнив все поставленные фронтом задачи, завод вернётся на прежнее место спустя три года, осенью 1944 года и продолжит свою работу. Для налаживания производства приспосабливались трофейные машины, своими руками создавали нестандартное оборудование. Люди жили в бараках в тяжелейших условиях, но к поставленному государством сроку предприятие наладило производство на новом старом месте.
Интересным будет узнать, а что же было на месте, пока отсутствовал завод. Оказывается, база №2 управления трофейным имуществом. Сюда в 1942-43 гг. по имевшейся железнодорожной ветке свозили разбитую военную технику. Фронтовой утиль должен был быть разобран, переработан и пущен в дело.
Несколько строк о свалке военной техники можно найти в биографической книге прославленной труженицы, бригадира женской тракторной бригады Дарьи Гармаш «Побеждает любовь»:
«В Борки, недалеко от шпалопропиточного завода, свозили разбитую технику, которой было очень много под Москвой. Прибывали целые железнодорожные составы…
Вот оно – кладбище военной техники. Картина потрясающая. Перед нами то обломки фашистского самолета, на сломанном крыле его зловещий черный крест, то мотоцикл с оторванным боком, то половина бронетранспортера…
– Гляди, – говорит Коля, – какая здоровенная пушка. Видать, прямое попадание в замок. А вот прямое попадание в ствол. А тут рядом, погляди, как разворотило миномет. А танк-то, танк-то – вот искромсали, молодцы, вишь, пробоина на их отвратительном знаке.
Мы рассматривали разбитые пушки, мотоциклы, минометы, самоходки, бронетранспортеры, танки, автомашины, и всюду черные, зловещие кресты, чужая, враждебная техника.
Но вот Коля медленно снимает шапку, за ним и я сдергиваю с головы косыночку, – мы перед нашим советским танком, – он обгоревший и весь развороченный. Коля говорит:
– Видать, погиб весь экипаж, вишь, как разворотило, прямое попадание…»
На свалке военной техники Дарья Матвеевна со своим заместителем Николаем Афиногеновым находила те узлы, которые можно было приспособить в ремонте тракторов.
Эти детали получали вторую жизнь и еще долго служили мирным целям:
«Здесь можно было найти очень много ценных для нас деталей – корпус коробки, корпус заднего моста, блоки, головки блоков, колеса и другое. Мы с Колей частенько туда ездили, рылись в искореженной стали, железе. Конечно, все, что мы там собирали, нуждалось в ремонте, но мы с этим не считались, было бы что ремонтировать».
Ну, и куда же без мальчишек. «Материалы и исследования по рязанскому краеведению» под редакцией профессора Бориса Горбунова. Некто Кузнецов В.Г. пишет: Поскольку мы очень любили играть в войну, то, естественно, что нам хотелось иметь у себя настоящую военную амуницию. Многие мальчишки хранили у себя в укромных местах каску советского солдата – желательно без царапин и с красной звездочкой, – каску немецкого солдата – желательно ржавую и пробитую пулей, – и солдатский котелок.
Втайне от взрослых притаскивали мы с этой свалки патроны, лимонки, автоматы и винтовки. Причем у нас был очень большой выбор: если, например, приклад автомата подгорел, то мы его не брали.
Позже милиция специально ходила по дворам и без жалости отбирала у нас эти военные трофеи. Не могу забыть инвалида войны дядю Гришу, жившего в нашем доме – район будущих улиц Дзержинского и Высоковольтной. Он сделал себе под окнами небольшой палисадник, у которого в качестве ограды были винтовки, воткнутые штыками в землю и обмотанные колючей проволокой».