История ж/д клада: затонувшее сокровище, хитрая афера или красивая легенда?

135 просмотров

На слонах, на китах… Неее.  На шпалах.

И снова здравствуйте, друзья. 7 августа всё прогрессивное человечество с размахом отметило День Железнодорожника. Мне могут возразить: Шпалозавод то тут при чём? Раньше, когда древние думали, что земля плоская и стоит на слонах, или китах, может, и ни при чём. Сегодня же наш мир держится на железных дорогах. А железная дорога держится, правильно, на шпалах. И шпалы эти делают на Рязанском шпалопропиточном заводе. Получается, как в фильме «Формула любви»: Здесь теперича всё от мене зависит.

Если бы при Екатерине II  уже работали шпалозаводы, то  оператор цеха вакуумной пропитки древесины в XVIII веке мог вполне себе выглядеть как-то так.

И тут на выходные по ТВ снова любимые фильмы советских пионеров-кладоискателей крутили. Те самые – «Кортик» и «Бронзовая птица». А поскольку выпали они на День Железнодорожника, то и вспомнился мне занимательный эпизод из «детства золотого», в котором тебе и клады, и интрига, и железная дорога в придачу. Поехали!

Над тихой зыбью окских вод – шпалопропиточный завод.

Откуда пришла эта история или чья-то досужая выдумка о золотой шпале фон Мекка, так и остаётся загадкой, сильно смахивающей на местное народное творчество из разряда «городские легенды». Однако, ещё мальчишками мы пару вёсен подряд, сразу как схлынут талые воды, упорно искали в песчаных вымоинах Борковского затона – не блеснёт ли где обманчивой рыжью неуловимое баронское золото.

А вот и он – Борковской затон с пристанью.

Кинофильмы «Кортик» и «Бронзовая птица» смотрели в то время все. И уж очень хотелось и нам, советским пионерам найти клад с сокровищем и оказать весомую поддержку, например, борющемуся за независимость и свободу народу Никарагуа, или помочь в строительстве социализма трудящимся Вьетнама. Да мало ли нуждающихся, а шпала хоть и одна, зато золотая. Кстати, учитывая размеры шпалы «в натуральную величину» и плотность золота, тянула она почти на две с половиной тонны драгметалла.

Сама же легенда гласит, что когда-то давно «ещё при царе Горохе», а точнее при Александре III задумали государевы и торговые люди во главе с опытным инженером и видным коммерсантом Карлом фон Мекком железную дорогу к самому Чёрному морю и дальше к горам Кавказским пустить. Здесь же, в Борках учинить лесопильню и завод, где шпалы для этой дороги делают. Место удобное.

Это чуть дальше. На Набережной у р. Трубежа при разливе р. Оки. Но концепция верная.

Пристань на Затоне у Оки, по которой лес и готовые шпалы возить, вот она, под боком. В общем, закипело дело. Завезли заморские машины, а с ними немецкие и датские технологии консервации древесины. Кругляк для лесопилки свозили по Оке и её притокам из рязанской и соседних губерний. И в 1880 году завод выдал «на-гора» свою первую пропитанную шпалопродукцию. Примечание: Если когда-нибудь золотую шпалу всё-таки отыщут, это станет неоспоримым доказательством того, что завод начал промышленную пропитку древесины не в 1884 году, как принято считать, а гораздо раньше, то есть в 1880 году. Почему? Узнаем ниже из событий, относящихся к дате коронации царских престолонаследников.

Оснащённый как ультрасовременное по тем временам предприятие с передовыми технологиями вкупе с опытными производственными кадрами завод приносил своим владельцам баснословные прибыли. Что не удивительно, ведь он закладывался одним из первых во всей обширной Российской империи. Печальный опыт Крымской войны 1853-1856 гг. и неоднозначная по своим итогам болгарская компания 1877-1878 гг. дали мощный толчок – больше, конечно, напрашивается «волшебный пендель», без которого у нас никуда, – к развитию железнодорожного хозяйства державы и вызвал целый бум, прозванный современниками «железнодорожной лихорадкой».

Так, например, уставной капитал общества Саратовской железной дороги, в состав учредителей которого входили и царственные особы императорского двора, составлял фантастическую по тем временам сумму в 45 млн. рублей серебром. Ещё пример. Немецкие предприниматели за полтора десятка лет через крайне популярные тогда акционерные общества вложили в строительство российских железных дорог более 900 (!) млн. рейхсмарок или 450 миллионов рублей по курсу того времени. А линия Москва – Коломна – Рязань стала одной из самых высокодоходных в России.

Однако, вернёмся к нашей золотой шпале. Было объявлено, что весной 1883 года, а точнее 15 мая в Успенском соборе Кремля состоится торжественная коронация на престол Александра III и его супруги, императрицы Марии Фёдоровны. И вот, как следовало из слухов, бродивших среди заводских рабочих, правление рязанского шпалозавода вкупе с его акционерами решило преподнести царской фамилии по такому грандиозному поводу не менее грандиозный подарок. А именно шпалу в натуральную величину из червонного, «рыжего» золота как символ развивающейся и процветающей российской железной дороги, а значит, и империи в целом. С учётом плотности золота, повторюсь, – это 2,4  тонны «с хвостиком» отборного драгметалла. Возможно, слухи так и остались бы слухами, да вот незадача. По весне, как раз ближе к маю, в затоне по какой-то непонятной причине перевернулся паровой баркас.

Не паровой баркас, конечно, но смотрится атмосферно.

То ли топляк борт пробил, то ли ещё что. К счастью, из команды никто не пострадал. А вот груз… Судно вскоре подняли, только груза на нём не оказалось. Опять же по слухам: Спасшийся сопровождающий на дознании утверждал, какой груз везли, ему неведомо. Тяжёлые громоздкие ящики были опечатаны, а в сопроводительных документах указан лишь код цифирью. Правление завода от каких-либо комментариев отказалось. Груз, как груз, уж не пресловутая шпала точно. Вот тогда-то и пошли гулять среди заводских упорные истории о том, дескать, раз открещиваются, значит, точно «баронскую шпалу» утопили. А, может, и того хуже?

По двадцать второму кругу пошли. Из Питера или Москвы, могу ошибиться. Но в разное время побывали и те, и другие.

Рассказывали, один заезжий энтузиаст дайвинга образца XIX–го века, мол, искать пытался, да сам так и сгинул без следа. Сейчас оборудование покруче, с дайвингом попроще, правда, результат пока один и тот же. С тех пор и ходит поверье, что не случайно затон от себя шпалу не отпускает. Покуда лежит она в целости и сохранности в речном песке-иле, будет процветать завод и люди, что честно на нём трудятся. Может и выдумки всё. Однако, завод пережил разруху гражданской войны, эвакуацию в Великую Отечественную, страшный пожар 1970 года и лихие 90-ые. И теперь справил новоселье. После переезда на новую производственную площадку на Урале главной резиденцией РШПЗ стал замечательный город Кушва Свердловской области. Теперь наши производственные мощности по сырью – древесине, – увеличились вдвое, достигнув 500 000 условных шпал хвойных пород в год. И это только начало.

Ура! Теперь мы двое больше сена для нашей коровки запасём!

За сто сорок с лишним лет своей работы завод произвёл столько шпал, что хватит дотянуться до Луны. Осталось дотянуться до самого Солнца. А там видно будет.

А может собраться с друзьями детства, скинуться на пару-тройку водонепромакаемых металлодетектеров с прочей снарягой и вспомнить молодость, тряхнув стариной. Только вот вместо Никарагуа и Вьетнама нужно с Россией определиться. Здесь со шпалой сейчас гораздо актуальней. Есть предложения? Обращайтесь в РШПЗ любым удобным способом – spiridonov@rshpz.ru  моб. +79521273778,  РОП Виталий Спиридонов www.rshpz.ru  

Наши контакты

Генеральный директор ООО РШПЗ Шобей Андрей Николаевич


Коммерческий директор Крючков Максим Анатольевич

+7 (4912) 47-06-15   kma@rshpz.ru


Руководитель коммерческого отдела Спиридонов Виталий Борисович

+7 (952) 127-37-78 spiridonov@rshpz.ru


Технический директор Беззубцев Виталий Владимирович

+7 (4912) 47-06-15   post@rshpz.ru


Адрес производства: Свердловская обл., г. Кушва, п. Баранчинский, ул. Союзов, 1


Юридический адрес: 620137, г. Екатеринбург, ул. Бехтерева, д.3


 ИНН 6670505456
ОГРН 6670505456